Свяжитесь с нами
Заполните форму ниже. Мы перезвоним вам в течение часа и проконсультируем вас по всем интересующим вопросам.
«Хорошо сейчас только айтишникам»: как перестраивается массовый найм из-за дефицита кадров
«Dostaeвский»

Интервью с HR-директором «Достаевский» Натальей Максимовой


В апреле 2025 года мы в «Есть контакт!» заметили парадокс: на HeadHunter стало на 34% больше резюме и на 21% меньше вакансий. При этом работодатели продолжают жаловаться на рекордный за последние годы дефицит кадров.

Мы провели интервью с рекрутерами известных компаний, чтобы выяснить:
  • Почему теоретически «свободные» специалисты не хотят работать?
  • Как изменились стратегии массового найма?
  • Какие HR-решения приносят результат?
Первой героиней стала Наталья Максимова из компании Dostaeвский — сервиса круглосуточной доставки готовой еды в Санкт-Петербурге.

Всплеск активности продлился недолго

«После Нового года был кратковременный всплеск активности со стороны соискателей, — рассказала Наталья. — Кандидаты охотнее отвечали на звонки, интересовались вакансиями. Но уже ко второму кварталу ситуация ухудшилась: дефицит кадров в массовом найме снова вырос».

В Dostaeвском количество откликов за первый квартал 2025-го по сравнению с прошлым годом снизилось почти вдвое. По мнению Натальи, на то есть 3 причины:

  1. «Бонусный отток». Многие сотрудники ждут выплат по итогам года и уходят после получения январской премии.
  2. Цепная реакция. Уход руководителей часто провоцирует смену работы их подчинённых.
  3. Сезонность. Летом сотрудники из сферы доставки и HoReCa уходят в сезонные проекты — открытые веранды, дома отдыха, морские курорты.

Тренды массового найма 2025

Наталья считает, что дефицит в масснайме пока что останется с нами, но рынок уже начинает перестраиваться.

Чаще нанимают соискателей 45+. Население стареет, а зумеры требуют несоизмеримо высокие зарплаты для своей нагрузки. Поэтому у возрастных кандидатов сейчас больше шансов получить работу, чем у вчерашнего студента.

Мигранты из ближнего зарубежья хотят большего. Приезжие из СНГ адаптировались в стране: они обучаются, развиваются, интересуются управленческими ролями и реже соглашаются на низкоквалифицированный труд вроде строителя или курьера.

Появились неочевидные источники кадров: Индия, Африка, Китай. Компании начали рассматривать работников из дальнего зарубежья, но сталкиваются с трудностями. Оформление квоты на привлечение заграничных сотрудников занимает больше полугода, а кандидаты еле разговаривают на русском. Чтобы преодолеть языковой барьер в «Достаевском» используют интерактивный онбординг — видео и картинки, а обучающие тесты перевели на хинди и французский.

Наталья отмечает, что проблем с адаптацией сотрудников из дальнего зарубежья нет: «Привлечь их нетрудно. Если человек хочет зарабатывать, он независимо от национальности, будет стараться».

Что «Достаевский» поменял в стратегии рекрутинга

«Хорошо сейчас только у айтишников. Это новые юристы и бухгалтеры. За последние годы их тысячами выпустили на рынок — предложение больше спроса, и работодателям есть из кого выбирать. В массовом найме всё не так».

Если раньше рекрутеры пользовались 1-2 источниками и закрывали план по найму, то сейчас приходится искать в холодную и больше времени тратить на обработку кандидатов. Опять парадокс: кадров мало, а нагрузки на HR-отдел стало только больше.

Для привлечения сотрудников Dostaeвский использует:
  1. Прямую рекламу на лендинг
  2. Рекламу в Телеграм
  3. Точечные вакансии на HH.ru
  4. Услуги внешних провайдеров, включая агентство «Есть контакт!»
Работу с заявками автоматизировали. Внедрили:
  1. CRM, где собирается аналитика по каждому источнику, кандидату, статусу коммуникации.
  2. Чат-боты в Телеграм.
«Мы переживаем за качество продукции, поэтому даже не пытались привлекать поваров на аутсорс. Но рекрутеров таким образом нанимать планируем — чтобы работали на результат и освобождали эйчаров в штате».

Что ресторанам хорошо, доставке — смерть

Солнечная погода и сезон летних веранд снижают спрос на доставку готовой еды. Поэтому летом в Достаевском ожидают отток: как клиентов, так и сотрудников, которые могут подработать в более прибыльном курортном месте.

«Осенью сиюминутный заработок на туристах прекратится, и кандидаты снова придут к нам — за стабильностью».

Главный вывод: рынок труда становится всё менее предсказуемым. Компаниям приходится быстро менять стратегии, экспериментировать с автоматизацией и искать кадры там, где раньше не искали.
За качественной кадровой лидогенерацией обращайтесь в «Есть контакт!» — массово привлекаем кандидатов и закрываем дефициты.